Реклама
Главная страница Airweek - Новости рынка Кондиционеров, Вентиляции, Отопления, Сантехники
       
 
Поиск по новостям  
  
 
Главная
Новости ежедневно
Новости технологий
Менеджерам
Анонс СМИ
Выставки и события
Колонка редактора
Профессионалы отрасли
Документация
Аналитика рынка
Колонки
Контакты
Форум пользователей

Логин
Пароль




Партнеры



Голосование






editor@airweek.ru
 




Вымрут ли оконные кондиционеры? - Мир Климата #36 - 2006 г.
Мир Климата #36 - 2006 г. | Перейти к архиву журналов Мир Климата | Печать

Легенда о «динозавре»

------------------------------------------------------

Вымрут ли оконные кондиционеры?



График 1. Источник: Литвинчук Маркетинг
Последние пять лет с активным приходом торговых домов в климатический бизнес, интерес к оконным кондиционерам со стороны специализированных компаний стремится к нулю. Оно и понятно. Оконные кондиционеры приобретают наименее обеспеченные клиенты, ориентированные, прежде всего, на низкую стоимость. А вести с торговыми домами ценовую конкуренцию бесперспективно. Особенно после того, как те стали таможить оконные кондиционеры «по контракту». То есть на 100% в белую, но, отталкиваясь от сверхнизкой цены, которую LG и Samsung официально подтвердили российской таможне. Причем такая растаможка имеет смысл по моделям 5 000 и 7 000 BTU/h, заводская цена которых реально ниже идентификационной стоимости, обозначенной российским ГТК. Но, с учетом суммарной доли этих двух моделей в общих объемах продаж оконников (график 1), становится понятным, что специализированным фирмам на этом рынке делать нечего.

Берите лопаты, идем хоронить



График 2. Источник: Литвинчук Маркетинг
Тем не менее, повод обратить пристальное внимание на этот рынок все–таки есть. И вот почему. Последние три года доля оконных кондиционеров в общероссийских объемах продаж неуклонно снижается. В 2002 году она составляла 34%, в 2003 упала до 27%, в 2004 — до 24%, и в 2005 — до 22%. При этом, освободившаяся ниша медленно заполнялась сплитами. Ожидалось, что в последующие 5 лет доля оконников плавно сползет до отметки 8–10%, что сделает российский рынок более «европейским». Однако в дело вмешалось одно веское форс–мажорное обстоятельство. Это полное нежелание LG заниматься дальнейшим производством оконных моноблоков. Надо сказать, что этот проект уже несколько лет является для корейских гигантов убыточным. И особенно проблемной позицией является оконный кондиционер мощностью 5?000 BTU/h. Поэтому в желании сбросить эту ношу с плеч нет ничего удивительного. Причем LG, в 2005 году распродавшая все стоки, уже в 2006 году фактически отказывается от поставок оконных моноблоков. То же самое в 2005 году сделали Panasonic и Fujitsu General, а в 2004 году Hitachi.



График 3. Источник: Литвинчук Маркетинг
Что касается Samsung, то объем поставок в 2006 году будет на уровне объема продаж 2005 года (поставки плюс полная распродажа остатков), и это ситуацию не спасет. Компенсировать рост спроса на оконники фактически нечем, что отчетливо видно из графика 2. «Эльджисамсунгозаменители» тоже в дефиците, к тому же стоят заметно дороже. Сложившуюся ситуацию красноречиво характеризует график 3, на котором отражены объемы завоза, продаж и товарные остатки оконных кондиционеров. Из него отлично видно, что уже в 2005 году запасы оконников сократились до виртуальной величины, а объем поставок был существенно ниже спроса. В 2006 году объем завоза снова сократится, а вслед за ним рухнет и объем продаж, поскольку все торговые остатки распроданы уже к марту 2006 года.

Итак, что же мы имеем в итоге? Оконники могут разделить судьбу динозавров. Вместо плавного освобождения «экологической ниши», мы можем получить быстрое вымирание целого класса оборудования. А, как известно, «свято место пусто не бывает».

Мир без «динозавров»



График 4. Источник: Литвинчук Маркетинг
Какие последствия может иметь вымирание оконников? Для того, чтобы понять масштабы этого «бедствия», идущего под одобрительные возгласы профессионалов рынка, считающих, что давно, мол, пора более подробно рассмотреть ситуацию на юге страны. Ведь именно этот регион последние годы потребляет 85–90% всех оконных моноблоков. Отталкиваясь от результатов 2005 года, можно спрогнозировать спрос на 2006 год (график 4). В случае, если год будет в пределах климатической нормы, на юге ожидается рост спроса на сплит­системы примерно на 20%, а по оконникам — на 10%. Причем, разница между потребностью в оконных моноблоках и реально доступными объемами составляет примерно 65000 штук. Много это или мало? Для сравнения можно сказать, что прирост продаж сплит­систем всех типов, ожидаемый в 2006 году в России это 60000–100000 штук в зависимости от того, насколько теплым будет год.

Поэтому, если все, кому не досталось оконника, вдруг решат приобрести сплит, рынок ожидает реальный дефицит оборудования. И в случае жаркого года такой сценарий не выглядит чем–то нереальным. Ведущие поставщики оборудования, на которых в сумме приходится порядка 76% оптовых продаж, сделали заказ на 15–20% превышающий прошлогодний. Эти объемы были рассчитаны на удовлетворение спроса на сплит­системы даже в случае достаточно теплого лета. Но этот заказ не учитывал возможности дополнительного спроса на наиболее дешевые сплит­системы со стороны тех, кто первоначально был ориентирован на оконник. Поэтому, в случае жаркого лета может возникнуть дефицит.

Причем наиболее остро он будет ощущаться по маркам эконом–класса, прежде всего, по моделям мощностью 7 000 BTU/ h. Почему? Достаточно бегло взглянуть на график 1, демонстрирующий структуру продаж оконников по мощностям. В результате мы можем получить острейший дефицит «младших» моделей сплит­систем, который затронет сначала сегмент недорогого оборудования, а затем по «принципу домино» (вместо дешевой семерки будут брать дешевую девятку или более дорогую семерку) распространится и на более дорогие сегменты. Масштаб дефицита будет напрямую зависеть от погоды. В случае, если лето на юге страны будет недостаточно теплым, многие покупатели, ориентированные на оконник, могут просто отказаться от мысли о покупке кондиционера. Если же будет жарко, львиная доля тех, кому не достанется оконников, переориентируется на недорогие сплит­системы.

Еще один сегмент, в котором может произойти внеплановый скачок спроса — это рынок мобильных кондиционеров. Ведь покупка оконника в ряде случаев связана с нежеланием (или невозможностью) связываться с профессиональным монтажом. А, если учесть, что рынок оконников на порядок больше чем рынок мобильных кондиционеров, то становится очевидным, что даже небольшое перераспределение спроса в сторону мобильных кондиционеров может привести к серьезному дефициту этой техники.

Автор: Георгий Литвинчук

Статья подготовлена на основе исследования «Российский рынок кондиционеров RAC/PAC в 2005 году». Все права сохранены.

    Все права защищены ©2007-2012 Airweek.ru
    Пользовательское соглашение
    

Litvinchuk
Marketing Аква-Терм СОК Rambler's Top100