Реклама
Главная страница Airweek - Новости рынка Кондиционеров, Вентиляции, Отопления, Сантехники
       
 
Поиск по новостям  
  
 
Главная
Новости ежедневно
Новости технологий
Менеджерам
Анонс СМИ
Выставки и события
Колонка редактора
Профессионалы отрасли
Документация
Аналитика рынка
Колонки
Контакты
Форум пользователей

Логин
Пароль




Партнеры



Голосование






editor@airweek.ru
 




Подземные автостоянки. Вентиляция и противодымная защита при пожаре - АВОК #6 - 2006 г.
АВОК #6 - 2006 г. | Перейти к архиву журналов АВОК | Печать

Подземные автостоянки.
Вентиляция и противодымная защита при пожаре
Т. И. Садовская, главный специалист ФГУП «СантехНИИпроект»


В прошлом номере нашего журнала («АВОК», № 5, 2006, с. 18–23) мы начали рассматривать тему вентиляции и противодымной защиты при пожаре в подземных автостоянках на примере автостоянки Торгового центра на Павелецкой площади в Москве. В настоящей статье мы продолжаем раскрывать данный вопрос.

Как отмечалось в [1], подземная автостоянка, входящая в состав подземного Торгового центра на Павелецкой площади, размещается на пяти уровнях и разделяется на четыре пожарных отсека (рис. 1 [1]).

Помещения хранения автомобилей имеют въезды/выезды в две изолированные рампы. Для сообщения между помещениями хранения автомобилей предусмотрены четыре лестничные клетки и пять лифтов. Выходы из лифтов на каждом уровне, а также из лестничных клеток проектируются через тамбур-шлюзы первого типа с подпором воздуха. Поскольку здание автостоянки пятиэтажное, то обе рампы на каждом этаже отделяются (изолируются) от помещений для хранения автомобилей противопожарными стенами, а также воротами и дверями с тамбур-шлюзами первого типа и подпором воздуха при пожаре. Кроме того, такие же тамбур-шлюзы предусматриваются у дверей помещений, не входящих в комплекс автостоянки, но имеющих выходы в автостоянку.

Как уже отмечалось, по функциональному назначению автостоянки выделяются в отдельный пожарный отсек. Причем, если площадь помещения хранения автомобилей на этаже превышает 3 000 м2, то эта часть автостоянки выделяется в отдельный пожарный отсек. Каждый пожарный отсек отделяется от других пожарных отсеков противопожарными преградами первого типа.

Противодымная защита подземной автостоянки должна обеспечивать безопасную эвакуацию людей из здания в начальной стадии пожара. При разработке противопожарных мероприятий рассматривается возможность возникновения пожара только в одном из помещений здания.

Для каждого пожарного отсека проектируются автономные автоматически и дистанционно управляемые системы противодымной вентиляции.

Для удаления продуктов горения при пожаре в подземной автостоянке предусматриваются системы вытяжной противодымной вентиляции: из помещений для хранения автомобилей; из изолированных рамп; из коридоров без естественного освещения.

Подача наружного воздуха (подпор) для создания избыточного давления, препятствующего проникновению продуктов горения в защищаемые помещения, предусматривается: в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 и шахты лифтов, если лестничные клетки и лифты объединяют подземную и надземную части автостоянки или связывают автостоянку с надземными этажами здания с помещениями другого назначения; в лестничные клетки и лифты в зданиях при двух подземных этажах и более; в тамбур-шлюзы первого типа на въездах (входах) с изолированных рамп в помещения хранения автомобилей; в тамбур-шлюзы первого типа на входах в помещения, не входящие в комплекс автостоянки.

Согласно [2] для «зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий… должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты». Причем «Технические условия» должны быть согласованы в установленном порядке и утверждены Заказчиком. Однако для многих объектов вместо «Технических условий» разрабатывается или «Техническое задание на проектирование» или «Мероприятия по противопожарной защите». При этом «Техническое задание» или «Мероприятия по противопожарной защите» не согласовываются с органами надзора и не могут заменить «Технические условия». Значит, мы выполняем проектную документацию уникальных и сложных объектов без установленных нормативными документами [3], [4] правил, что может привести к неблагоприятным последствиям в процессе строительства и эксплуатации при необходимости правовой оценки обосновывающих документов на проектирование.

В «Мероприятиях по противопожарной защите подземной пятиуровневой автостоянки» на Павелецкой площади, разработанных ОАО «СТЭЛЛС СТРОЙ», определена структура и основные параметры систем противодымной вентиляции, на основании которых и в соответствии с действующими нормативными документами институт «СантехНИИпроект» выполнил проект противодымной защиты автостоянки. Удаление продуктов горения при пожаре предусматривается из помещений хранения автомобилей на пяти уровнях и двух изолированных рамп (системы ВД1–ВД4). Подача наружного воздуха предусматривается в пять лифтовых шахт и холлы (тамбур-шлюзы) лифтов, а также в лестничные клетки, т. к. они связывают более двух подземных этажей; в тамбур-шлюзы при выходах (въездах/выездах) из помещений хранения автомобилей в изолированные рампы: в тамбур-шлюзы лестничных клеток и помещений другого назначения системы (ПД1–ПД5, ПД7), а также в нижнюю часть каждой изолированной рампы (системы ПД6, ПД9). Вместо подачи воздуха в незадымляемые лестничные клетки в осях 7–8 предусматривается подача воздуха в тамбур-шлюзы этих лестничных клеток на всех этажах, как для незадымляемой лестничной клетки типа Н3. Такое решение позволило сократить расход наружного воздуха. Системы противодымной вентиляции запроектированы отдельными для каждого пожарного отсека здания.

Расход продуктов горения в помещениях хранения автомобилей, удаляемых вытяжной противодымной вентиляцией, определялся с учетом удельной пожарной нагрузки (4,0 МВт от одного автомобиля), температуры удаляемых продуктов и объемно-планировочных решений по методологии ВНИИПО МЧС РФ.

Расход продуктов горения рассчитывался для каждой дымовой зоны на каждом этаже площадью не более 3 000 м2. Площадь помещения, обслуживаемого одним дымоприемным устройством, принималась не более 1 000 м2.

Для уменьшения отрицательного дисбаланса в помещениях хранения автомобилей (превышение расхода удаляемых продуктов горения по сравнению с расходом подаваемого наружного воздуха) предусматривается компенсирующая подача наружного воздуха в помещения хранения за счет принудительного открывания при пожаре дверей тамбур-шлюзов на выходах из этих помещений. Двери тамбур-шлюзов автоматически и дистанционно управляются и подключаются в цепи пожарной автоматики данного объекта.

Группа помещений тамбур-шлюзов, лифтов или лестничных клеток в пределах одного пожарного отсека обслуживается одной системой, например, система приточной противодымной вентиляции ПД7, ПД8, подающая при пожаре наружный воздух на этаж пожара. При пересечении воздуховодами противопожарных преград тамбур-шлюзов, лифтов и лестничных клеток устанавливаются противопожарные нормально-закрытые клапаны. При пожаре открывается противопожарный клапан только на этаже пожара. В приточной противодымной системе, обслуживающей только одно помещение (например, лестничную клетку), противопожарный клапан не устанавливается.

Вентиляторы, противопожарные клапаны и воздуховоды должны обеспечивать расчетные режимы соответствующих систем противодымной вентиляции.

Для систем вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются вентиляторы, сохраняющие работоспособность транспортирования газовоздушной среды с температурой 400 °С в течении двух часов (с пределом огнестойкости 2,0 ч / 400 °С) или с температурой 600 °С в течение одного часа (с пределом огнестойкости 1,0 ч / 600 °С).

Воздуховоды и шахты вытяжных противодымных систем проектируются из негорючих материалов класса П, согласно [6], из тонколистовой горячекатаной стали по ГОСТ 19903–90, толщиной 1,5 мм, сварные с пределом огнестойкости: ЕI 60 – дымовые вытяжные шахты или вертикальные коллекторы систем; ЕI 45 – сборные воздуховоды систем. Воздуховоды и шахты приточных противодымных систем проектируются класса П из тонколистовой горячекатаной стали по ГОСТ 19903–90, толщиной не менее 0,8 мм, согласно [6], огнестойкими с пределом огнестойкости не ниже ЕI 30 при прокладке воздуховодов в пределах обслуживаемого пожарного отсека и не менее ЕI 150 – за пределами обслуживаемого пожарного отсека.

Сечение воздуховодов и каналов систем противодымной вентиляции рекомендуется выбирать при скорости движения воздуха или продуктов горения в пределах 12–18 м/с. При этом соотношение сторон прямоугольных воздуховодов не должно превышать 1:4.

Для предотвращения выхолаживания помещений предусматривается установка обратных клапанов у вентиляторов всех систем противодымной вентиляции. Противопожарные клапаны предусматриваются с автоматическим и дистанционным управлением, с пределом огнестойкости согласно [6].

Управление исполнительными элементами систем противодымной вентиляции (клапаны, вентиляторы) должно осуществляться автоматически от автоматической пожарной сигнализации и от автоматических установок пожаротушения (водяного, аэрозольного и порошкового) и дистанционно от кнопок, установленных у эвакуационных выходов с этажей, а также с пульта диспетчерской.


Литература
1. Садовская Т. И. Подземные автостоянки. Вентиляция и противодымная защита при пожаре // АВОК. – 2006. – № 5. – С. 18–23.
2. СНиП 21–01–97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
3. СНиП 10–01–94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
4. СНиП 11–01–95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
5. МГСН 5.01–01 «Стоянки легковых автомобилей».

6.СНиП 41–01–2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».



    Все права защищены ©2007-2012 Airweek.ru
    Пользовательское соглашение
    

Litvinchuk
Marketing Аква-Терм СОК Rambler's Top100